Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
header>

                                                                     БАНК ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ                                                                           

История России 6 класс

Тема урока: Первые русские князья.

 Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И тем не менее Ольга Православной церковью канонизирована. Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут — в святые! 

 Тема урока: Владимир Святославич. Крещение Руси.

Отрывок из летописи: "И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: "Хочу взять дочь твою себе в жены". Она же отвечала: "Не хочу разуть раба, а хочу мужа Ярополка". Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку, и убил Рогволда и сыновей его, и дочь его взял в жены".

А в русских народных сказаниях - былинах - Владимир именуется "ласковым князем", "Красное Солнышко". Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа. Проблемный вопрос к уроку: Почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?

  Тема урока: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

По законам Ярослава Владимировича государство не карало преступника, совершившего убийство. Отомстить убийце имели право ближайшие родственники убитого (сын, родные или двоюродные братья, племянники). Если таких не было, то преступник должен был выплатить государству (князю) виру - штраф за убийство. Можно ли назвать такой способ наказания справедливым и мудрым? Тем не менее князь Ярослав вошел в историю под прозвищем Мудрый. Проблемный вопрос к уроку: За что князя Ярослава прозвали Мудрым?

Источник: Данилов А.А., Данилов Д.Д., Клоков В.А., Тырин С.В. История России с древнейших времен до начала XVI века. 6 класс. - М.: Баласс, 2013

 
Тема урока: Начало раздробления Древнерусского государства.
 
Проблемный вопрос к уроку: Почему на смену единому государству пришла раздробленность?
 
Тема урока: Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
 
Из повести "О великом побоище на Дону" Московского летописного свода 1408 года: "В том же году (1380) безбожный и нечестивый ордынский  князь, Мамай поганый, собрав многочисленные войска и всю землю половецкую и татарскую... пошел на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю Русскую. В августе из Орды пришла весть к великому князю Дмитрию Ивановичу о том, что поднимается рать татарская на христиан. Узнав об этом, великий князь Дмитрий Иванович собрал множество воинов и пошел против татар, чтобы защитить свои вотчины, за святые церкви и за веру правую христианскую и за всю землю Русскую" 
Как решил действовать Дмитрий Донской в отношении ордынцев? Какой обычай сложился в отношениях с ордынцами у предков Дмитрия Донского: его деда - Ивана Калиты и прадеда - Александра Невского. Сравни действия Дмитрия Донского и его предков - в чем противоречие? Проблемный вопрос к уроку: Почему Дмитрий Донской нарушил обычаи предков - пошел против Орды?
 
История России 7 класс
 
Тема урока: Урок повторения и обобщения. Петр I. Личность в истории.
 Церковь объявила Петра антихристом, так как он повелел снимать колокола. Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Тем не менее Петр первым из государей получил титул "Великий". Проблема урока: Петр I - тиран или реформатор?
 

История России 8 класс

Тема урока: Внутренняя  политика Александра I в 1801-1806 гг.

Проблемный вопрос: Что дало основание А.С.Пушкину охарактеризовать первые годы правления Александра I как «прекрасное начало»? Как вы думаете, с чем связаны подобные оценки? Все ли разделяли это мнение? 

 

Тема урока: Внешняя политика Александра I в 1801-1806 гг.

Сравните два стихотворения А.С.Пушкина:

Послание цензору

...Кто ж в этом виноват? перед тобой зерцало:
 Дней Александровых прекрасное начало.
Проведай, что в те дни произвела печать.
На поприще ума нельзя нам отступать...

Эпиграмма

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел -
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!

Проблемный вопрос: Что дало основание А.С.Пушкину столь язвительно отзываться об императоре Александре I.

 

Тема урока: Партизанское движение в войне 1812 года.

Бытует мнение, что если бы Наполеон, перейдя границу России, объявил об отмене крепостного права, то партизанская война крестьян развернулась бы не против французов, а против российских помещиков. Проблема урока: докажите, что партизаны не приняли бы свободу от Наполеона (на примерах подвигов партизан)

 

Тема урока: Внутренняя политика Александра I  в 1815-1825 гг.

В марте 1818 года при открытии польского сейма Александр I даровал Польше конституцию. В своей речи он сказал, что конституционное устройство ждет всю Россию, для которой поляки послужат своеобразным примером.       Из письма А.П.Ермолова (1818): "Я думаю, судьба не доведет нас до унижения иметь поляков за образец". Из письма А.А.Закревского (1818): "Речь государя... прекрасная, но последствия для России могут быть ужасающими..."

Проблемный вопрос урока: Почему все реформаторские проекты Александр I оставил лишь на бумаге?

 

Тема урока: Выступление декабристов.

Услышав о восстании декабристов, Ф.В.Ростопчин сказал: "Обыкновенно сапожники делают революции, чтобы сделаться господами, а у нас господа захотели сделаться сапожниками". Проблема урока: Что побудило передовое дворянство выйти 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь?

Тема урока: Отмена крепостного права

Прочитайте отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

«Порвалась цепь великая,
Порвалась — расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..»
Проблема урока: Кто выиграл от реформы отмены крепостного права?
 

История России 9 класс

Тема урока: Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. Николай II.

В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917  г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку. Современники прозвали его Кровавым, а современное общество и церковь возвели его и  семью в ранг святых мучеников. Проблемный вопрос к уроку - дискуссия: Николай II - "Кровавый" или "Святой мученик"?

http://festival.1september.ru/authors/208-272-706

Всеобщая история 5 класс

Тема урока: Греко-персидские войны.

Греко-персидские войны длились около полувека. В кровопролитных войнах с могущественной восточной империей - Персией греки одержали безоговорочную победу. Они отстояли свою свободу. Рассмотрите карту. Вспомните, какие земли к концу 6 века до н.э. входили в состав Персидской империи. Сравните территорию Греции и Персии. Проблема урока: как небольшие греческие полисы победили огромную Персидскую державу?

Карта: http://eskinweb.narod.ru

 

Тема урока: Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

Задание учащимся. Рассмотрите 4 картосхемы. Пронумеруйте карты в правильном хронологическом порядке, датируйте каждую схему. Можем ли мы датировать последнюю схему? Что нас удивляет?  Проблема урока: Что помогло римлянам создать огромную по площади империю?

 

   

Иллюстрация: Уколова И.Е. История. Древний мир. Тетрадь-тренажер. 5 класс: учебное пособие для ОО - М.: Просвещение, 2015.

 
Тема урока: Греция подчиняется Македонии
​Задание учащимся: Сравните территорию, географическое положение Греции и Македонии
Что из себя представляла Македония? (Небольшая гористая страна на севере Балканского полуострова). Как греки относились к македонцам? (Они считали их варварами). Изучите легенду карты "Походы Филиппа II". Что нас удивляет? Проблема урока: Как Македония завоевала Грецию?
 
Обществознание 5 класс
Тема урока: Сложные периоды в жизни семьи.
Английская притча: Это была одна из самых холодных зим. Много животных умерли из-за сильного холода в ту пору. Ежи, которые уже не могли сидеть в холодных норах, выбрались наружу и увидели, что снаружи еще холоднее. Они начали понимать, что их ждет участь замерзших зверей. Тогда ежи собрались вместе и стали думать, как избежать смерти. Немного подумав, они решили, что им надо группироваться ближе друг к другу, чтобы согреться теплом от тел. Они стали собираться в группы, прислоняться друг к другу. Но это оказалось не так-то просто, их иглы больно ранили. И даже самые близкие друзья и родственники не могли согреться, как они ни старались согреть друг друга, потому что они все же старались сторониться и держать дистанцию, чтобы не пораниться. Как вы думаете о чем мы будет говорить сегодня на уроке? Проблемный вопрос урока: Можно ли избежать конфликтов в семье?
 
 
Обществознание 6 класс
Тема урока: Три поколения
Задание учащимся: Послушать отрывок из стихотворения  Весновой Е. "Лента жизни" и определить какую проблему поднимает автор.

Жизнь – словно лента из пёстрого шёлка:
Детские годы тянулись так долго!..
Юность пришла безответной любовью,
Резким отпором любому злословью!..
Юность рассеялась светлым туманом,
Взрослые годы пришли караваном…
Зрелость сошла незаметно в усталость…
Силы ушли, но душа-то осталась!
Нет суеты и пришла соразмерность,
Мудрость, достоинство, вера и верность.
Снова старик как дитя улыбнулся…
Всё совершилось – круг жизни замкнулся!